Гидротехнические объекты
В выпуске «Гидротехнические объекты» представлены примеры некоторых разработок ННГАСУ последних лет в области гидротехники.
РЕЧНЫЕ ГИДРОУЗЛЫ:
- Прогнозное математическое моделирование температурного режима грунтовых плотин Иреляхского и Сытыканского гидроузлов в Республике Саха (Якутии) (научно-исследовательская работа, заказчик – АК «Алмазы России – Саха», руководитель работы – доктор техн. наук, проф. С.В. Соболь, кандидат техн. наук, доц. Е.Н. Горохов)
- Гидроузлы на малых реках в г. Сарове (комплекс работ по обследованию технического состояния сооружений и водохранилищ и проектов реконструкции гидроузлов, заказчик – Администрация г. Сарова, руководители проектов - доктор техн. наук, проф. С.В. Соболь, кандидат техн. наук, доц. Е.Н. Горохов)
- Моделирование половодий р. Суры в нижнем бъефе Пензенского гидроузла (научно-исследовательская работа, заказчик – Верхне-Волжское бассейновое водное управление, руководитель работы – кандидат техн. наук, доц. А.В. Февралев, ответственный исполнитель – старший преподаватель Н.П. Сидоров)
- Моделирование затопления долины р. Саровки при аварийном прорыве плотины гидроузла Протяжка в г. Сарове (научно-исследовательская работа, заказчик – Администрация г. Сарова, руководители работы - доктор техн. наук, проф. С.В. Соболь, ответственный исполнитель – старший преподаватель Н.П. Сидоров)
Гидроузлы на малых реках в г. Сарове
Город Саров – закрытое территориальное образование вокруг Российского Федерального ядерного центра на юге Нижегородской области. По территории протекают реки Сатис и Саровка бассейна р. Оки. На этих реках и их притоках в 1950-1980-е гг. построен каскад гидроузлов с водохранилищами, расположенными в городской черте и прилегающем лесном массиве, которые используются в рекреационных целях населением города.
![]() |
Ситуационный план каскада гидроузлов на малых реках в г. Саров |
ННГАСУ проведено комплексное обследование всех гидроузлов и гидрографические изыскания на водохранилищах, разработаны проекты реконструкции. Гидроузлы реконструированы в 2001-2003 гг.; эксплуатируются.
ПРОГРЕССИВНЫЕ РЕШЕНИЯ:
- Устройство водосборов гидроузлов Филипповские в виде обводных каналов с щебеночным покрытием по слою геотекстильного фильтрового материала
- Конструкции водосборов гидроузлов Протяжка и Боровое из монолитного железобетона в виде трубчатых сооружений с башенными верховыми оголовками полукруглого планового очертания
- Крепление откосов земляных плотин гидроузлов полиэтиленовыми ячеистыми панелями с щебеночным заполнителем по слою геотекстиля; эта разработка ННГАСУ применена на многих гидроузлах Нижегородской области, в том числе и в г. Сарове.
![]() | ![]() | ![]() |
Гидроузел Городской на
|
Гидроузел Протяжка на
|
Гидроузел Филипповский.
|
БЕРЕГОУКРЕПЛЕНИЯ, НАБЕРЕЖНЫЕ, ПРИЧАЛЫ:
- Набережная яхт – клуба ГК «Столица Нижний» на р. волге в г. Нижнем Новгороде (проект, заказчик – ООО «Хорека НН», руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. И.С. Соболь)
- Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения – опоры ЛЭП инженера В.Г. Шухова на левом берегу р. Оки в г. Дзержинске Нижегородской области (проект, заказчик – МРСК Центра и Приволжья, главный инженер проекта – кандидат техн. наук, доц. И.С. Соболь, главный архитектор – доктор архитектуры, проф. А.Л. Гельфонд, руководитель раздела по реставрации башни – профессор А.И. Колесов)
- Устойчивость береговых склонов нагорной части г. Нижнего Новгорода при разных уровнях Чебоксарского водохранилища (экспертно-исследовательская работа, заказчик – Правительство Нижегородской области, руководитель работы – доктор техн. наук, проф. С.В. Соболь, ответственные исполнители – кандидат техн. наук, доц. А.Н. Ежков, кандидат техн. наук, доц. И.С. Соболь, кандидат техн. наук, проф. И.Н. Гришина)
Набережная яхт – клуба ГК «Столица Нижний» на р. волге в г. Нижнем Новгороде
Яхт – клуб расположен на р. Волге в районе Гребного канала в г. Нижнем Новгороде. Рассчитан на стоянку 400 маломерных судов длиной до 12 м, осадкой до 2 м. состав сооружений – набережная полуоткосного типа, ограждающий мол и свайные ряды для швартовки причальных понтонов. Длина набережной по кордону 736,5 м., длина мола 700 м.
Проектом предусмотрены инженерные системы:
- сбора, очистки и отвода ливневых стоков с территории набережной;
- наружного освещения;
- каналов для подвода электричества, связи, водоснабжения к швартующимся судам.
Яхт – клуб ГК «Столица Нижний» на р. Волге будет первым подобным объектом, соответствующим современному мировому уровню, в г. Нижнем Новгороде
ПРОТИВООПОЛЗНЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Противооползневые мероприятия при реконструкции «Окского съезда» в г. Нижнем Новгороде. Подпорная стенка из буронабивных свай (проект, заказчик – Администрация г. Нижнего Новгорода, руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. В.И. Костин, руководитель раздела – кандидат техн. наук, доц. А.Н. Ежков)
- Противооползневые мероприятия при реконструкции административного здания по ул. Черниговской, 8 в г. Нижнем Новгороде (проект, заказчик – ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО», руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. А.Н. Ежков)
- Ликвидация оползневых явлений на автомобильной дороге Работки – Порецкое в Краснооктябрьском районе Нижегородской области (проект, заказчик – ГУ «Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области», руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. А.К. Битюрин)
- Противокарстовые и противооползневые мероприятия на автомобильной дороге Вад – Новый Мир в Вадском районе Нижегородской области (проект, заказчик – ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области», руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. А.К. Битюрин)
Противокарстовые и противооползневые мероприятия на автомобильной дороге
Вад – Новый Мир в Вадском районе Нижегородской области
Участок автодороги на левом берегу р. Пьяны у с. Пилекшево.
В проекте выполнена замена слабого грунта под автодорогой и на низовом склоне в зоне, подверженной деформациям; отсыпка пологого откоса с дренажом у основания в виде каменного банкета; устройство водосборных лотков вдоль автодороги под верховым откосом; уполаживание-срезка верхового откоса; устройство нагорной канавы; ремонт участка автодороги с установкой металлического барьерного ограждения.
Мероприятия реализованы в 2008 г.
ХВОСТОХРАНИЛИЩА, ШЛАМОНАКОПИТЕЛИ, ПОЛИГОНЫ ТБО:
- Прогнозное математическое моделирование гидротехнических сооружений хвостовых хозяйств горно-обогатительных комбинатов акционерной компании «Алмазы России – Саха» (научно-исследовательская работа, заказчик – АК «Алмазы России – Саха», г. Мирный, руководители работы – доктор техн. наук, проф. С.В. Соболь, кандидат техн. наук, доц. Е.Н. Горохов)
- Исследование технического состояния шламонакопителей осадков ГУП «Биологические очистные сооружения» Минстроя Чувашии (научно-исследовательская работа, заказчик – ГУП «БОС» Минстроя Чувашии, г. Новочебоксарск, руководитель работы – кандидат техн. наук, доц. А.Н. Ежков)
- Шламонакопитель ГУП «БОС» Минстроя Чувашии (проект, заказчик – ООО «Инвестиционно-технический альянс», г. Зеленоград, руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. А.Н. Ежков)
- Обследование технического состояния биопрудов, илонакопителей и аварийных емкостей РОС в г. Дзержинске (научно-исследовательская работа, заказчик – ОАО «Дзержинский водоканал», г. Дзержинск, руководитель работы – кандидат техн. наук, доц. А.Н. Ежков)
- Полигон ТБО в г. Кстово Нижегородской области (проект 2-ой очереди, заказчик – ООО «Эковтор-К», г. Кстово, руководитель пооекта – кандидат техн. наук, доц. А.В. Февралев)
- Полигон ТБО в г. Балахне Нижегородской области (проект, заказчик – Администрация Балахнинского района, руководитель проекта – доктор техн. наук, проф. С.В. Соболь, ответственный исполнитель – кандидат техн. наук, доц. А.В. Февралев, год выполнения проекта – 1999, годы строительства – 2000-2007)
Обследование технического состояния биопрудов, илонакопителей и аварийных емкостей РОС в г. Дзержинске
Площадка районных очистных сооружений (РОС) ОАО «ДВК» расположена на юго-восточной окраине Дзержинского промрайона в 6 км от р. Оки на ее левом берегу. РОС обслуживает систему канализации бытовых и производственных сточных вод г. Дзержинска. Проектная мощность – 350 тыс. м3/сутки. В состав площадки РОС входят: биологические пруды; илонакопитель промстоков; илонакопитель общего потока; аварийные емкости.
Площадь, занимаемая перечисленными сооружениями, составляет 124,6 га.
Проведено комплексное инструментальное обследование технического состояния биопрудов, илонакопителей и аварийных емкостей, выполнены инженерные изыскания, составлены обмерочные чертежи, произведены поверочные фильтрационные и статические расчеты дамб, дана оценка технического состояния сооружений, разработаны рекомендации о возможности дальнейшей эксплуатации и по ремонту сооружений.
По результатам обследования разработана декларация безопасности объекта, утвержденная Ростехнадзором.
![]() |
Генеральный план комплекса ГТС РОС |
![]() | ![]() |
Биопруд 1 секции | Аварийная емкость №1 |
ГИДРОСООРУЖЕНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ:
- Реконструкция слипа ООО «Верхнекамский Судостроительный Комплекс» в г. Перми (проект, заказчик – ООО «МЕГАПОЛИС», руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. А.В. Февралев, ответственный исполнитель – старший преподаватель С.П. Втюрин)
- Реконструкция слипа ОАО «Ярославский Судостроительный Завод» (проект, заказчик – ООО «БазисСтройМонтаж», руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. А.В. Февралев, ответственный исполнитель – старший преподаватель С.П. Втюрин)
Реконструкция слипа ООО «Верхнекамский Судостроительный Комплекс» в г. Перми
Объект представляет собой слип гребенчатого типа грузоподъемностью 1800 тс на р. Каме в г. Перми.
Целью технического перевооружения слипа является увеличение его грузоподъемности и оптимизации параметров для обеспечения спуска и подъема прграммных судов, а также улучшение его эксплуатационных качеств.
Реконструкция слипа проведена в 2008 г. фирмой ООО СК «Поток».
Технические характеристики слипа
![]() | ![]() |
Производство подводно-технических
работ при реконструкции наклонной
части слипа
| Схема расположения судна на оси нулей |
АВТОДОРОЖНЫЕ МОСТЫ ЧЕРЕЗ РЕКИ:
- Обследование и испытания автомобильного моста через р. Сатис у административного корпуса в г. Сарове (научно-исследовательская работа, заказчик – Управление муниципального хозяйства Администрации г. Сарова, руководитель работы – кандидат техн. наук, доц. Е.Н. Горохов)
- Обследование Маслихинского автодорожного моста через р. Сатис в г. Сарове ((научно-исследовательская работа, заказчик – Управление муниципального хозяйства Администрации г. Сарова, руководитель работы – кандидат техн. наук, доц. Е.Н. Горохов)
- Реконструкция моста на р. Сатис по пр. Музрукова в г. Сарове Нижегородской области (проект, заказчик – МУ капитального строительства Администрации г. Сарова, руководитель проекта – кандидат техн. наук, доц. Е.Н. Горохов, главный инженер проекта – кандидат техн. наук, доц. А.Н. Ежков)
- Обследование моста через р. Кудьму по дороге на пристань ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (научно-исследовательская работа, заказчик – ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», г. Кстово, руководитель работы – кандидат техн. наук, доц.А.Н. Ежков)
Обследование моста через р. Кудьму по дороге на пристань
ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»
Автодорожный мост располагается на объездной автодороге г. Кстово Нижегородской области.
Проектные организации – Горьковское отделение Атомэнергопроект, 1990 г.; ОАО ГИПРОСТРОЙМОСТ, г. Москва, 1995 г.
Год постройки – 1995. собственник и эксплуатирующая организация – ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области». Длина моста – 73,22 м. Габарит по ширине – Г-10,5+2х1. Расчетные нагрузки – А11, НК-80 по СНиП 2.05.03-84. Пролетное строение – индивидуальное, цельнометаллическое, неразрезное, с 2 главными балками и ортотропной плитой проезжей части. Опорные части балок – резиновые армированные, размером 200х400х52 мм. Крайние опоры – двухстолбчатые из свай-оболочек диаметром 1600 мм. Промежуточные опоры – двухстолбчатые из свай-оболочек диаметром 1600 мм.
Обследование и расчеты позволили заключить, что мост выдержит 400 тонн.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВЫПОЛНЕНО УСИЛЕНИЕ МОСТА ДЛЯ ПРОВОДКИ АВТОПОЕЗДОВ-БОЛЬШЕГРУЗОВ.
ВОДОЗАБОРЫ:
- Оценка влияния русловых и склоновых процессов в р. Оке на размещение и техническое решение водозабора Нижегородской АЭС (научно-исследовательская работа, заказчик – Концерн «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ», руководитель работы – доктор техн. наук, наук, проф. С.В. Соболь, ответственный исполнитель – кандидат техн. наук, доцент Е.Н. Горохов)
Оценка влияния русловых и склоновых процессов в р. Оке
на размещение и техническое решение водозабора Нижегородской АЭС
Проведены экспедиционные исследования, расчеты устойчивости береговых склонов, моделирование русловых процессов на участке р. Оки от д. Чуть до устья р. Б.Кутра в Нижегородской области для обоснования размещения и выбора технического решения водозабора проектируемой АЭС.
![]() | ![]() |
Расчетное поле скоростей и изолиний уровней воды в условиях межени | Цифровая модель рельефа и исходные данные, использованные для ее генерации |
Ректор (тел./факс)
Электронная почта
График работы
Адрес
603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65 Показать на картеВеб-мастер
