Я выбираю жизнь – 2021
29.04.2021

С 5 по 16 апреля 2021 года в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете проводилась ежегодная профилактическая акция «Я выбираю жизнь!». В этом году она проходила под лозунгом «Твоя свобода – твоя НЕзависимость!». На протяжении двух недель психологи ПСУ и волонтеры акции на интерактивных занятиях разговаривали со студентами на тему профилактики разного рода зависимостей.

Так, студенты узнали, что аддикция и аддиктивное поведение (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) – это форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния, с помощью употребления психоактивных веществ либо через погружение в какую-либо деятельность (игра, интернет, еда, покупки, отношения, труд и др.).

В современном мире появилось огромное количество видов аддикций, которые способны перетекать из одной в другую. Если аддикцию вызывает психоактивное вещество (наркотик, алкоголь, никотин), то такая зависимость называется химической, а если она вызывается какой-либо деятельностью – речь идет о нехимической зависимости. К нехимическим зависимостям сейчас специалисты относят интернет-зависимость, зависимость от гаджетов, игровую, пищевую и эмоциональную зависимости, шопоголизм, трудоголизм и др. Сегодня аддикция представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является одним из главных факторов, разрушающих физическое и психическое здоровье людей.

В рамках акции были проведены интерактивные занятия, посвященные профилактике наркотической зависимости, интернет-зависимости, гаджетовой, игровой, пищевой и эмоциональной зависимостей, шопоголизма и трудоголизма. Всего психологи и волонтеры акции провели 25 интерактивных занятий со студентами ОТФ, ИСФ, ИТБ, ФАиД и ФИЭСиС, в которых приняли участие порядка 560 студентов разных курсов. Студентам были продемонстрированы видеоматериалы и презентации по тематике обсуждаемых проблем.

Спикеры рассказали студентам, что у всех видов зависимостей – будь то наркотическая, игровая или шопоголизм – как правило, общие механизмы формирования, причины и провоцирующие факторы, и в группе риска оказываются лица с похожими психологическими особенностями. Только каждый, исходя из собственных жизненных условий, попадается на свой крючок.

Как оказалось, для всех зависимостей характерны следующие общие черты:

1. Деструктивный характер влияния на человека: во-первых, вредоносное воздействие на организм (особенно если речь идет о химических аддикциях), во-вторых, разрушающее воздействие на психику человека, в третьих – нарушение социальных контактов, социальных связей, разрыв отношений с социумом.

2. Формирование толерантности к предмету аддикции – так называемое привыкание, когда со временем прежнее количество уже не приносит удовольствия, и требуется увеличивать дозу, чтобы достичь первоначального эффекта. Поэтому зависимому человеку требуется все больше и больше, и остановиться он не в состоянии.

3. «Синдром отмены» – абстинентный синдром. При недоступности предмета аддикции человек плохо себя чувствует, становится раздражительным, нервным, агрессивным, стремится найти любую возможность достать его (погрузиться в деятельность).

4. Формирование аддиктивной установки – совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни. Она выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (беспокойства о нем, о его наличии), преобладают мысли и разговоры о нем, усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все так делают», «без этого нельзя снять стресс»), вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям и аддиктивному окружению («я могу себя контролировать»).

5. Невозможность справиться со своей зависимостью самостоятельно, даже если человек начинает осознавать существование у себя проблемы.

6. Дезадаптированность личностей, которые чаще всего становятся жертвами аддикции. Это люди с низкой переносимостью фрустраций, с низкой стрессоустойчивостью, с повышенной тревожностью, зависимостью от других, с неадекватной самооценкой, с определенными акцентуациями характера, люди с скрытым комплексом неполноценности, сочетающимся с внешне проявляемым превосходством.

7. Особенности воспитания. Корни зависимого поведения, к какой бы форме аддикции они ни приводили, часто находятся в детстве. Если в семье ребенок не находит эмоционального тепла, поддержки, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на окружающий его мир, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ или фиксации на определенной деятельности.

8. Гедонистическая установка в жизни, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой. Мышление зависимых людей полностью подчинено эмоциям и желаниям, а аддикция становится способом «бегства» от реальной жизни, когда вместо решения жизненных проблем человек ищет успокоение в разных формах аддикции.

9. Безобидное начало любой аддикции, индивидуальное течение с усилением зависимости и негативный исход.

Формирование любой зависимости проходит одинаковые этапы:

1.  Встреча с объектом аддикции («Первые пробы») – человек прибегает к такой форме поведения, чтобы удовлетворить свою потребность в удовольствии, получает положительные эмоции и пока сохраняет контроль над ситуацией.

2. Устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем («Аддиктивный ритм») – этот этап называется стадией формирования психологической зависимости, когда предмет аддикции действительно помогает на некоторое время улучшать эмоциональное состояние, вызывает ощущение удовольствия. Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам (толерантность), одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливается дезадаптивное поведение.

3. Аддикция становится привычным, стереотипным механизмом реагирования, проявляется сформированное аддиктивное поведение – для химических зависимостей здесь характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Для нехимических зависимостей здесь проявляется неконтролируемое погружение в деятельность, когда она замещает, полностью вытесняет все другие стороны жизни. Человек при этом упорно отрицает существование у него психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия, отсюда и появление этих защитных реакций.

4. Полное преобладание зависимого поведения – предмет аддикции перестает приносить удовольствие, он используется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены, овладевает отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможно возникновение эмоциональных срывов: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью.

5. «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (последствия зависимости приводят к нарушению работы органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).

Рассматриваемые темы вызвали живой отклик у участников. Как оказалось, многие студенты отмечали у себя признаки формирования, например, интернет-зависимости и номофобии. Слушатели задавали вопросы спикерам: где грань между нормальным использованием интернета и зависимостью? Кто-то обнаруживал у себя признаки пищевой зависимости или шопоголизма. Отвечая на вопросы, спикеры помогали студентам разобраться, существует ли риск формирования той или иной зависимости.

Слушатели также узнали, как распознать зависимого человека по поведению, познакомились со способами диагностики разных зависимостей и смогли оценить свою степень риска по отношению к ним.

Студентов, конечно же, в первую очередь, интересовал вопрос: «Как же избежать аддикции?» На каждом занятии ребята получили психологические рекомендации, как противостоять зависимостям и не допускать их формирования у себя.

1.     Нужно жить осознанно и научиться управлять собственной жизнью. Очень важно ответственно относиться ко всему происходящему и уметь влиять на обстоятельства. Здесь поможет целеполагание и планирование: ответьте себе на вопрос – чего Вы хотите добиться в этой жизни? К чему Вы стремитесь? Чего хотите достичь? А теперь подумайте – что приближает Вас к вашей цели и что отдаляет от нее? Какие Ваши сильные стороны помогают достичь желаемого результата? А какие слабые стороны могут стать помехой? Какие пути достижения своей цели Вы видите? Какие конкретные шаги нужно предпринять? Ясное видение и понимание целей станет надежной защитой от неверных шагов.

2.     Развивайте свою стрессоустойчивость. Не бегите от встречающихся жизненных трудностей, а используйте конструктивные способы преодоления таких ситуаций, научитесь видеть имеющиеся у себя психологические проблемы и не бойтесь их решать. При необходимости не стесняйтесь обращаться за помощью к психологу, так это будет гораздо эффективнее.

3.     Займитесь саморазвитием: меняйте себя в лучшую сторону, развивайте свои способности и таланты и преодолевайте слабости. Занимайтесь интересными делами, творчеством, найдите увлекательное для вас хобби. Ищите и пробуйте себя в разных видах деятельности, раскройте свой потенциал.

4.     Избавляйтесь от вредных привычек и вырабатывайте полезные – встраивайте их в свой распорядок дня, чтобы они максимально заменяли прошлую привычку и заполняли освободившееся время.

5.     Развивайте эмоциональный интеллект. Научившись понимать и контролировать свои эмоции, Вы научитесь управлять своими ощущениями и настроением, чувствовать и управлять настроением других людей. Эмоции играют важную роль в жизни человека, имея свойство влиять на образ жизни.

6.     Наполняйте свою жизнь интересными занятиями и настоящими эмоциями – от общения с друзьями, прогулок в парке, занятий спортом до социально-полезной деятельности, путешествий. Сходите в кино или на концерт, побольше общайтесь с людьми, почувствуйте себя полезным окружающим.

Если у Вас возникли вопросы, если Вы обнаружили у себя признаки аддиктивного поведения, если вам хочется поговорить об этом – обратитесь за помощью к психологу. Наша психологическая служба работает ежедневно, 1 корп. ННГАСУ, ауд. 421.

Возврат к списку

Ректор (тел./факс)
Электронная почта
График работы
Пн-Пт: с 800 до 1645
Адрес
603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65
Показать на карте
Веб-мастер