Прикладная информатика в менеджменте

Международный институт
технологий бизнеса


Кафедра Прикладной информатики и статистики


Здание международного института
(усадьба купца А.В. Маркова, 1916 г.)

Общие сведения

Направление: Прикладная информатика
Код направления: 09.03.03
Профиль: Прикладная информатика в менеджменте
Квалификация: академический бакалавриат
Вступительные экзамены: русский язык, математика, физика
Форма финансирования: бюджетная и платная

Направление было открыто в РФ в 2000 г. как специальность «Прикладная информатика (в менеджменте)». Эта специальность была прямым продолжением открытой в СССР в 1969 году специальности «Автоматизированные системы управления», в рамках которой готовились инженеры-экономисты по созданию и внедрению автоматизированных систем управления.

Что значит профиль «в менеджменте»

Подготовка по профилю Прикладная информатика в менеджменте ориентируется на освоение трудовых функций в рамках профессиональных стандартов, утверждённых приказами Минтруда РФ:

  • "Специалист по информационным системам";
  • "Системный аналитик";
  • "Руководитель проектов в области информационных технологий".

Основная цель деятельности специалиста по информационным системам состоит в создании (модификации) и сопровождении информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы в организациях различных форм собственности.

Основная цель деятельности системного аналитика – это разработка, восстановление и сопровождение требований к программному обеспечению, продукту, средству, программно-аппаратному комплексу, автоматизированной информационной системе или автоматизированной системе управления (далее – системе) на протяжении их жизненного цикла.

Основная цель руководителя проектов в области информационных технологий состоит в управлении проектами (планирование, организации исполнения, контроле и анализе отклонений) в области создания и/или ввода в эксплуатацию информационных систем. Следует заметить, что руководитель проектов и руководитель проектов в сфере ИТ – это не одно и то же.

Для освоения соответствующих этим задачам компетенций изучаются все необходимые ИТ-дисциплины. Дополнительно к этим дисциплинам в соответствии с управленческим профилем прикладной информатики студенты получают специализацию по специфике менеджмента в сфере задач специалиста по ИС, системного аналитика и руководителя проектов:

  • информационный менеджмент;
  • аналитический менеджмент.

Информационный менеджмент

Информационный менеджмент – это управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах предприятия (организации). Цель ИМ состоит в обеспечении эффективного информационного обслуживания персонала управления предприятия. Обычно задачи информационного менеджмента решаются в ИТ-отделах предприятий. Этими задачами являются:

  • информационное обслуживание процессов управления;
  • управление информационными ресурсами предприятия;
  • управление коммуникационными процессами;
  • планирование информационных потребностей управленческого персонала;
  • управление проектом ИС в ходе её внедрения и развития;
  • управление безопасностью информационных сервисов и т.д.

Деятельность почти любого среднего и крупного предприятия сегодня сильно зависит от работы ИТ-отдела, а обслуживание ИС предприятия перестаёт быть чисто технической задачей, так как надёжная работа или отдача некоторого технологического решения невозможна без правильной организации процессов управления этими решениями.

Современный ИТ-менеджер использует в своей работе ряд ИТ-технологий (подходов к управлению ИТ). Это, во-первых, стандарты управления. К таким относится стандарт управления услугами ISO/IEC 20000.

Во-вторых, подходы, созданные на основе успешных практик управления. Одним из известных таких подходов является ITSM(IT Service Management), созданный на базе ITIL (IT Infrastructure Library).

В-третьих, организационно-технологические тренды, получившие обозначение «new style of IT», которые характеризуются ориентацией современного бизнеса на

  • облачные вычисления;
  • большие данные;
  • социальные сети;
  • мобильность ИТ.

Аналитический менеджмент

Аналитический менеджмент – это сфера деятельности, включающая в себя процессы для обеспечения информацией, необходимой для принятия решений. В отличие от менеджера информации менеджер-аналитик имеет дело с особыми информационными системами, которые называют обычно системами поддержки принятия решений (СППР, DSS - Decision Support System). В его задачи входит проектирование, развитие этих систем, а также использование в конкретных предметных задачах.

Система поддержки принятия решений представляет собой комплекс программных инструментальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, состоящий из собственных разработок корпорации и/или приобретаемых программных продуктов.

Типичными проблемами, влияющим на качество управленческих решений являются

  • большой объём имеющихся данных,
  • неупорядоченность и неполнота данных;
  • недостоверность данных;
  • сложность объектов управления.

Использование специальных математических или эмпирических алгоритмов на базе вычислительных систем, баз данных и коммуникационных систем позволяет в ряде случаев существенно повысить эффективность управления.

Для анализа решений или для их поиска в СППР используется ряд методов:

  • классические методы статистики;
  • интеллектуальный анализ данных;
  • поиск знаний в базах данных;
  • имитационное моделирование;
  • эволюционные вычисления и генетические алгоритмы;
  • нейронные сети.

и др.

Некоторые из этих методов относятся к сфере искусственного интеллекта, внедрение которого в практику является сегодня одним из трендов прикладной информатики. СППР, основанные на таких методах, могут называться в зависимости от круга задач интеллектуальными информационными системами или экспертными системами.

Востребованность специалистов профиля

Специалист по информационным системам – это специалист широкого профиля, поэтому список соответствующих должностей и вакансий один из самых многочисленных среди остальных ИТ-специалистов. Вместе с системными аналитиками такие специалисты определяют около 50% всех ИТ-вакансий.


Сравнительная востребованность некоторых ИТ-специалистов в ноябре 2017 г. (по данным superjob.ru)

Средняя зарплата специалиста по ИС очень сильно колеблется от 40 тыс. руб. до 200 тыс. руб., поэтому средняя величина получается меньше, чем у программистов. Аналитики, однако, одни из самых высокооплачиваемых специалистов. Что же касается руководителей в сфере ИТ, то их средняя зарплата вообще самая высокая среди ИТ-специалистов.

Востребованность некоторых ИТ-специалистов в 2017 г.


Вакансия

Число вакансий

Средняя зарплата, тыс. руб

Программист

497

100

Бизнес-аналитик и системный аналитик

281

102

Системный администратор

198

60

Администратор баз данных

11

82

Специалист по информационным системам

180

83

Руководитель проектов в области ИТ

29

239


Источник: superjob.ru (ноябрь 2017 г.)


Средняя зарплата вакансий, соответствующие профессиональным стандартам в области ИТ
(сайт superjob.ru, ноябрь 2017 г.)

При этом на сегодняшний день отмечается стабильный рост потребности в специалистах в специалистах в сферах ИТ-менеджмента. Это обусловлено в первую очередь тем, что развитие цифровой экономики способствует всё большему переходу функций управления к интеллектуальным автоматическим компьютерным системам.

Место специалистов профиля на рынке труда

Выпускники прикладной информатики в менеджменте получают знания и умения, базовые для любого информатика. Поэтому они имеют возможность работать повсюду, где востребована прикладная информатика. Кроме этого, дополнительные компетенции позволяют им работать в
- руководителями отделов информатизации коммерческих предприятий;
- в отделах по внедрению инновационных систем и технологий;
- в сфере управления качеством;
- в консалтинговых фирмах, занимающихся реорганизацией бизнеса предприятий.



Система Orphus Яндекс.Метрика
Сайт не поддерживает браузер Internet Explorer 6 и 7. Пожалуйста, обновите свой браузер.