У Вас проблемы -

мы всегда рядом

В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете психологическая служба (ПСУ) была создана приказом ректора №7 от 14.07.2005 г. как специализированное структурное подразделение в управленческой структуре ректора. Она стала первой психологической службой вуза в Нижнем Новгороде.

Деятельность ПСУ нашего университета осуществляется на основе «Положения о ПСУ», утвержденного ректором. В связи с этим работа психологической службы направлена на то чтобы:

  • формировать у студентов потребности в обучении, получении качественного образования, полноценном духовном развитии и самоутверждении (саморегуляции личности);
  • помочь им познать себя;
  • научить эффективно общаться с другими людьми, преодолевать жизненные трудности;
  • формировать у студентов бережное отношение к своему психологическому и физическому здоровью и окружающей среде.

«Деятельность психологической службы, несомненно, важна для нашего университета. В вузе есть множество задач, в решении которых без психологов не обойтись. Очень часто бывает недостаточно чисто административных методов для решения конкретных проблем, нужны социально-психологические методы, а, следовательно, квалифицированные специалисты-психологи» - отмечает ректор ННГАСУ, А.А. Лапшин.

Руководит психологической службой доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В.А. Кручинин.

В структуру ПСУ входит отдел специалистов-психологов и научно-исследовательская лаборатория.

Специалисты-психологи это, прежде всего, практические психологи, имеющие специальную психологическую подготовку в области общей психологии, социальной, возрастной, педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции, психологического консультирования.

Сотрудники ПСУ ежегодно проводят общеуниверситетские мероприятия такие как: «День психолога», «Неделя психического здоровья», антинаркотическую акцию «Я выбираю жизнь».

Весьма результативную работу проводит и научно-исследовательская лаборатория ПСУ. Деятельность лаборатории направлена на научно-исследовательское обеспечение условий повышения качества профессиональной подготовки студентов-выпускников. В лаборатории выполнены две кандидатские диссертационные работы. Это М.В. Калтаева «Теоретические и организационные основы становления и развития психологической службы вуза» и С.В. Чеботарева «Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов-психологов».

ПСУ организует и проводит международные научно-практические конференции «Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы».


25.05.2020 Наука вместе с вами

Уважаемые студенты!

Мы открываем рубрику «Наука вместе с вами».

В течение года большинство из вас принимали участие в исследованиях, которые проводила психологическая служба ННГАСУ. Мы не раскрывали вам цели этих исследований, не отвечали на вопросы о том правильно ли вы поняли инструкцию и как нужно отвечать или рисовать согласно ей. Все это делалось для того, чтобы вы смогли раскрыть себя и честно ответить на вопросы.

Единственное, на что мы всегда отвечали – это на ваши вопросы про результаты. Мы обещали вам рассказать о них, как только мы сможем это сделать.

И вот, время настало! Знакомьтесь с исследованиями, которые состоялись благодаря вам.

Динамика переживания счастья и
удовлетворенности собой в студенческом возрасте

Автор - кандидат психологических наук, доцент Зимина Н.А.

В исследовании приняли участи 87 студентов ННГАСУ.

В исследовании изучались различия в оценивании себя как счастливых и удовлетворенных собой среди студентов первого и четвертого курсов.

Выяснилось, что имеются различия в восприятии себя у студентов первого и старших курсов. На первом курсе студенты чувствуют себя более счастливыми. Это состояние во многом связано с внешними факторами и во многом зависит от успешности своих отношений с другими людьми (родителями, одногруппниками, преподавателями). К старшим курсам это теряет значимость и для того, чтобы быть счастливыми важной становится оценка своего ума и привлекательности для противоположного пола.

Важный критерий счастья и на первом, и на четвертом курсе – это удовлетворенность собой. Независимо от возраста, счастливый человек чаще всего доволен собой и своими поступками.

На счастье ни на первом, ни на старших кусах не влияет оценка своего характера и успехи в учебе.

Оптимизм на первом курсе позволяет чувствовать удовлетворенность собой, а на старших он становится составляющим счастья.

Оценивая удовлетворенность собой, студенты первого и четвертого курсов показывают практически одинаковые результаты. Небольшое количество студентов довольны собой (на первом курсе их чуть больше), большинство же отмечают низкую удовлетворенность собой.

На первом курсе удовлетворенность собой также связана с внешними факторами (отношения с родителями, одногруппниками, преподавателями); отмечается связь удовлетворенности собой с успехами в учебе и привлекательностью для противоположного пола. К старшим курсам удовлетворенность собой также претерпевает изменения и начинает коррелировать с оценкой своего характера, оптимизма и привлекательности для противоположного пола.

Таким образом, можно сделать вывод, что с возрастом понимание счастья и удовлетворенности собой начинает меняться. На первом курсе счастье и удовлетворенность собой во многом зависят от отношений с людьми и другими внешними факторами. К старшим курсам студенты начинают пересматривать их значимость для себя и искать источники счастья и удовлетворенности собой в себе, что является более прочной и зрелой позицией. С возрастом более актуальными и важными становятся отношения с противоположным полом, и они становятся составляющими счастья и удовлетворенности собой. Одновременно с этим свою значимость начинают терять отношения с родителями, и, прежде всего, мамой, что также является отражением личностного развития, так как говорит об эмоциональной дифференциации от родителей, дающей возможность строить новые близкие отношения уже в своей собственной семье. Вместе с тем, можно отметить некоторое количество несчастливых и недовольных собой студентов, как на первом, так и на старших курсах, а также некоторое снижение количества счастливых студентов к старшим курсам.

Будущее с семьей или в одиночестве:
анализ представлений студентов

Автор - кандидат психологических наук, доцент Зимина Н.А.

Студенческий возраст – это время не только получения профессионального образования, но и активного поиска своего брачного партнера, создания семьи. Вместе с тем, в данный момент отмечается уже устойчивая тенденция повышения возраста вступления в брак, а также желание не регистрировать юридически свои отношения и находиться в гражданском браке. Для понимания причин происходящих изменений в отношении молодых людей к созданию своей семье было проведено изучение представлений студентов о своем будущем при помощи методики «Сочинение». В исследовании приняло участие 38 студентов 1 курса ННГАСУ. Юношам и девушкам предлагалось написать сочинение на тему «Мое будущее», но при этом представить два варианта развития событий: будущее, где молодой человек создал свою семью и будущее, где он живет без семьи. Далее полученная информация анализировалась качественным образом, в результате чего были выделены смысловые линии, позволившие структурированно представить данные. Анализ сочинений осуществлялся отдельно для юношей и девушек (42%/58%).

Путешествия

Для современных парней и девушек возможность путешествовать является значимым аспектом жизни. Молодые люди считают, что жизнь в семье снижает вероятность путешествий, по мнению молодых людей в 2 раза, по мнению девушек в 3 раза (31% юношей и 63% девушек отметили, что если у них будет семья, то путешествовать они не будут). В целом можно отметить, что для девушек возможность путешествовать является более значимой ценностью, чем для юношей.

Профессиональная самореализация

Для юношей жизнь в семье является стимулом для построения карьеры (37% опрошенных отметили, что если у них будет семья, то они будут активно работать и строить карьеру). В варианте «Жизнь без семьи» профессиональной самореализации юноши уделяют несколько меньше внимания (31%). Вместе с тем, еще 18% молодых людей отметили, что семейная жизнь будет заставлять их много работать, что в данном контексте задает ценности «Профессиональная самореализация» негативный окрас.

Среди девушек ценность «Профессиональная самореализация» выглядит иначе. 23% опрошенных считают, что имея свою семью они будут работать. Прогнозируя свою жизнь без семьи количество работающих девушек увеличивается до 68% (в отличии от большинства юношей, для которых жизнь без семьи – это возможность не думать о работе).

Самореализация в других видах деятельности (спорт, творчество, досуг)

Ни один юноша, прогнозирующий свою жизнь в семье, не отметил возможность самореализации в каких-либо деятельностях. Вместе с тем, заглядывая в возможное будущее без семьи, 50% молодых людей видят себя как живущих в свое удовольствие, еще 37% указывают, что у них будет веселое времяпрепровождение без каких-либо ограничений.

«Семейные» девушки так же не видят себя самореализующимися в чем-то помимо семьи, но жизнь без семьи открывает для них такую возможность (40% опрошенных отметили для себя возможность самореализации, помимо профессиональной). 12% девушек отметили, что если у них не будет семьи, то они будут заниматься благотворительностью.

Жизненные трудности

Относительно семейной жизни и юноши (31%) и девушки (9%) отмечают, что в период от 25 до 40 лет ее сопровождают различные жизненные трудности и рутина.

Прогнозируя свою жизнь без семьи, молодые люди не отмечают наличие каких-либо преград или пресыщения.

Период жизни после выхода на пенсию

Период, когда предстоит выйти на пенсию и юношами и девушками рассматривается как время снижения активности, поиска новых смыслов жизни, новых способов самореализации.

Находясь в семье, 78% девушек отмечают, что у них все хорошо, есть внуки, дом, сад, и они чувствуют себя вполне комфортно. Живя без семьи, 69% девушек так же считают, что у них в жизни все сложится благополучно.

Для большинства «семейных» юношей (83%) период жизни после выхода на пенсию так же является счастливым временем.

В отличии от девушек, описывая свою жизнь без семьи в этот период, юноши отметили, что они, возможно, потеряют смысл жизни, им будет не хватать близких отношений, они будут чувствовать себя одиноко.

Таким образом, анализ представлений юношей и девушек первокурсников о своей жизни в семье или без нее показывает, что, по их мнению, семья снижает возможность путешествий, стимулирует юношей работать, а девушкам, наоборот, мешает строить карьеру, не позволяет иметь «вне семейное» хобби, сопровождается жизненными трудностями (ипотека, нехватка времени, проблемы с детьми), но позволяет жить счастливо после выхода на пенсию.

Самооценка молодежи и
особенности воспитания в родительской семье

Авторы - кандидат психологических наук, доцент Зимина Н.А.,
слушатель МИПК гр. № П-2.15 Ерофеева Т.А.

В исследовании приняло участие 45 студентов ННГАСУ.

Полученные результаты, показывают, что у 52% опрошенных наблюдается высокая самооценка.

Было установлено, что адекватной (не завышенной и не заниженной) самооценке способствует экстраверсия (обращенность личности во внешний мир, потребность в общении), гармоничность, самостоятельность, чувство реальности и развитая воля.

Также мы выяснили, что самооценка и воспитание в семье имеют взаимосвязь. Недостаточность требований к ребенку, вседозволенность и недостаток обязанностей у ребенка делают его самооценку высокой. Если же ссоры родителей выходят за границы их общения между собой, и ребенок становится участником и конфликтов, то его самооценка понижается.

Мы узнали, на какие именно качества оказывает влияние различное воспитание родителей, что в свою очередь определяет самооценку ребенка.

Так недостаточность требований и запретов в семье снижает нравственность ребенка;
при недостатке обязанностей у ребенка, его самостоятельность и чувство реальности снижается;
чем больше родители боятся потерять своего ребенка, тем выше его воля,
чем чаще родители проецируют на ребенка свои плохие и нежелательные качества, тем ниже его воля;
чем чаще родители выносят конфликт между собой в сферу воспитания, тем ниже экстраверсия и воля ребенка;
потворствование понижает самостоятельность и чувство реальности у ребенка;
воспитательная неуверенность родителей понижает экстраверсию ребенка.

Ректор (тел./факс)
Электронная почта
График работы
Пн-Пт: с 800 до 1645
Адрес
603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65
Показать на карте